Рисование песком на песке

Мариелла Зейц "Пишем и рисуем на песке"
Если бы меня попросили назвать универсальную всевозрастную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала:«Песок!».

Песок уникальный природный материал. Если рассматривать песчинки в микроскоп, можно увидеть гору драгоценных камней. Действительно, в практической работе, песок – большая драгоценность.
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен. Действительно попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство.

Этот феномен известен всем. Но что же за этим стоит? Почему не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, спонтанно создают картины из песка? Податливость песка провоцирует желание творить. Здесь человек выступает как созидатель, не привязанный к результатам своего труда.
Ребенок создает из песка замок, некоторое время любуется на него, а потом волна или он сам разрушают творение.
Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.
Казалось бы, все так просто. Но именно это простое, естественное для человека действие хранит уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено – просто старое уступает место новому... Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, при этом в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля суеты и обыденности.
Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только самими изобразительными средствами. Здесь есть еще и психологическая специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы потом показать кому-то или повесить на холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не даёт созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, т.е. не переносит ценность с процесса на результат.
Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать уже только ради «результата», а если при этом у него что-то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно это и есть залог развития.

Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы.
Знаменитый Песталоцци описывал воспитание детей как процесс, в котором необходимо объединить голову, руки и сердце. Песок мягок, податлив, способен слипаться, что придает ему исключительные лечебные свойства. Создание мысленных образов, работа руками и получение удовольствия – все это в совокупности и лежит в основе лечебного эффекта, создаваемого занятиями с песком.
© Волкова Виктория Павловна