О детской психотерапии

Из книги Ю.Л. Бердниковой "Воспитание и развитие ребенка взгляд психоаналитика"
Понятно, что невозможно быть идеальным родителем. Мы не можем быть ангелами во плоти, и создать идеальный мирок, вроде сада за городом, где папа подстригает травку, мама готовит воскресный обед, а собака лает на чужую собаку через изгородь.

О детях, даже грудных, можно сказать, что им не слишком подходит обстановка механического совершенства. Им нужно, чтобы рядом были человеческие существа, которые могут, как достигать успеха, так и терпеть неудачу.
Важно помнить, что мы воспитываем детей, прежде всего своим примером, поведением, способом существования, мировозрением. И очень важны в формировании жизненного сценария будущего взрослого вербальные и невербальные, явные и скрытые указания и запреты, которые мы непрерывно передаем ему в детстве.

Эти указания выражаются в самых разнообразных формах. Фактически все наши реакции, слова, действия, взгляды, жесты, мимика являются для ребенка очень важными знаками, согласно которым он строит свое поведение, отношение в итоге всю свою жизнь. Часто это косвенная информация, когда ребенок слышит или узнает, что говорили о нем его родители кому-то другому.

Например: «Наш-то такой неумеха, что ни возьмет, ничего не сделает», или «Всего, чего захочет, может нытьем добиться».Это сигналы для ребенка,каким он должен быть.И он действительно становиться таким, каким его видят родители.
Зачастую и собственные внутрипсихические проблемы и конфликты родителей накладывают свой отпечаток на их отношения с ребенком.
Кроме того важным фактором, определяющим стиль родительского воспитания, являются передающиеся от прародительских семей формы и методы воспитательного воздействия. Мы невольно воспроизводим со своими детьми то, что с нами делали в детстве наши родители. Эти воздействия не всегда благоприятны, они могут нарушать ход нормального психического развития.

При появлении невротических симптомов или отклоняющегося поведения у ребенка рекомендуется обратиться к детскому психотерапевту или психоаналитику. В таком обращении к врачу нет ничего зазорного. Обращаемся же мы к врачу соответствующей специальности, когда у нас что-то болит. А психотерапевт, психоаналитик – это специалист по проблемам с душой, психикой.

Не надо только путать эту профессию с профессиями психиатра или психолога. Психиатр – это врач, лечащий медикаментозно серьезные психиатрические заболевания такие, как например, шизофрения. Психолог же - это специалист, который может помочь советом или тренировкой в случаях, когда нарушения поведения, отношений или интеллектуальной деятельности еще не достигли невротического уровня.
Психотерапевт, психоаналитик полезен в тех случаях, если у вашего ребенка развились и сохраняются длительное время (более трех – четырех месяцев) паталогические симптомы, характеризующие детские неврозы. Это тики, навязчивые движения, заикание, энурез, энкопрез, длительные нарушения эмоционального состояния (детские депрессии), устойчивые страхи, нарушение общения со сверстниками или взрослыми, чрезмерная застенчивость и т.д.
Существует много способов психотерапевтической работы с детьми. К ним относятся психоаналитическая терапия, игровая терапия, различные виды арт-терапии, песочная терапия и т.д. Психоаналитический подход предполагает «лечение словом». Психоаналитик использует игру, рисунки, действия как выражение импульсов и фантазий ребенка.
Часто сам факт обращения к психотерапевту вызывает у родителей бессознательное чувство вины и стыда, как будто они плохие родители, потерпевшие неудачу. Но это не так. Как раз то, что вы обращаетесь к психотерапевту за помощью в решении своих проблем, говорит о том, что вы – хорошие родители. Вы делаете для своего ребенка самое лучшее, на что вы способны. И помощь специалиста относится к лучшим проявлениям вашей заботы.
© Алямкина Елена Алексеевна